Храм Илии пророка - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Нужен ли нам русский Гарри Поттер?

Нужен ли нам русский Гарри Поттер?

 

Человек спрашивает сказку, а она отвечает ему – о смысле жизни.
Данную статью, которая может быть больше является размышлением, понудили написать постоянные призывы на сегодня считающегося известным богословом и даже, как его называют светские журналисты, «экспертом в области Православия» о. Андрея (Кураева) с настойчивыми рекомендациями читать Гарри Поттера. При этом о. Андрей постоянно утверждает, что эта книга, принадлежащая к жанру т.н. фэнтези, является совершенно безобидной сказкой. В статье «Нам нужен свой Гарри Поттер», опубликованной в журнале «Фома» за август 2007, отец Андрей уверяет, что и нехристианские сказки могут вести ко Христу и такой именно является именно Гарри Поттер. В качестве доказательства о. Андрей приводит следующий довод: «Кстати о мальчике-волшебнике. Не думаю, что это христианская сказка – в том смысле, что не надо ее совать детям от имени Церкви. Однако если дети без нашего спроса ее взяли – это еще не повод с ними ругаться. Почему? Потому что и эта книга может заставлять задуматься над христианскими вопросами. Ведь практически вся сказка посвящена теме власти – власти над обстоятельствами, над самим собой. А кроме того, в Гарри Поттере есть и недвусмысленные миссионерские детали: в финале четвертой части, когда злой колдун Волан-де-Морт парализовал Гарри Поттера, у мальчика нет волшебной палочки, чтобы защищаться, он не может сдвинуться с места, не может даже произнести никакого заклинания. И тогда в тексте появляется очень значимая фраза: «Гарри начинает молиться». Кому может молиться Гарри? Очевидно, Тому, Чье Рождество и Пасху в школе, где он учится, празднуют».
Я могу согласиться с о. Андреем в том, что действительно эта последняя фраза может послужить точкой опоры для начала беседы с детьми, которые увлеклись Гарри. Тем не менее это вовсе не означает того, что Гарри Поттер является обыкновенной сказкой, которая может подтолкнуть ребенка к тому, чтобы задуматься над христианскими вопросами. Дело в том, что дети вплоть до 9-10 класса, за небольшими исключениями, обладают стремлением и желанием проанализировать прочитанное. Ребёнок чаще всего впитывает как губка все что он услышал или увидел. Вот почему дети, попав в среду где ругаются матом, дерутся, легко без сопротивления заражаются теми же пороками. Ребенок ещё не обладает сильными волевыми качествами сопротивляться злу и пороку, и, постепенно, он ими увлекается, его затягивает во внешне привлекательную и соблазнительную воронку греховной жизни, поропаганда которой стала нормой в современном обществе, если ему не оказывается своевременно сторонняя помощь, если родители ему не говорят что такое хорошо и что такое плохо. Безусловно, насильственное вырывание книги, даже "Гарри Поттер", из рук ребёнка – совершенно неверный принцип воспитания. «Если кто вознамерился воспитать дитя методом стращания, - как хорошо пишет глубокий православный мыслитель XX века И. Ильин, - тот рискует потерять его любовь и духовно искалечить его»2. Более того, у ребёнка родители после подобных наказаний и резких вразумлений теряют авторитет. Задача воспитания ребёнка как раз и состоит в том, чтобы раскрыть в нём природный инстинктивный дух к божественной красоте и правде, что позволит ребёнку отталкивать от себя зло. Главная задача воспитания ребёнка состоит не в пичканье его знаниями, ибо многознание по мысли греческого философа Гераклита уму не научает, а в том, чтобы «как можно раньше зажечь детскую душу лучом божественного света, чтобы она очнулась она от своего блаженного сна ночи навстречу благословенному дню».
Да действительно, нельзя не согласиться с о. Андреем, что сказка является одним из самых архаичных видов повествований. Однако русская, например, сказка хотя и имеет много элементов магии, волшебства, но все эти «сатанинские чары» представляются там порождением зла, они направлены против человека и его счастья. Сам добрый человек в них не использует колдовство и ворожбу. И это не удивительно, поскольку русские сказки, хотя по содержанию и далеки от христианства, но они порождены христианской средой. В отличие от Гарри Поттера в русских сказках не только не мыслимо использование волшебства и обучение магии, но в них идёт непрерывное повествование о христианских добродетелях: жертвенности, сострадании, трудолюбии, верности, честности, целомудрии. Как совершенно справедливо сказал в одной из своих публичных лекций о русской сказке И. Ильин: «В русских сказках русский народ пытался распутать и развязать узлы своего национального характера, высказать своё национальное мироощущение, наставить своих детей в первобытной, но глубокой жизненной мудрости, разрешая лежавшие на его сердце жизненные, нравственные, семейные, бытовые и государственные вопросы. И русские сказки – просты и глубоки, как сама русская душа... Сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души».
Другое принципиальное отличие русской сказки от Гарри состоит в том, что она не эстетизирует убийства и издевательства над животными. Наоборот, герои русских сказок помогают животным, обращаются к ним за помощью. Животные - это близкие друзья людей (серый волк, конёк-горбунок...).
Вот почему греки, народ более церковный нежели наш, поскольку он не испытал такой как у нас тяжелой эпохи гонений на верующих и Церковь, воспротивились распространению "Гарри Поттер" у себя. Они сразу же увидели, что этот многотомный труд госпожи Роулингс является пособием по развитию в ребёнке, в его психике демонических начал стремления к магии. Что эта книга в конечном итоге является введением в магию. Неслучайно, дети ознакомившиеся с этой книгой проявляли нездоровый интерес к самой книге, становились одержимыми манием найти волшебную палочку и знать заклинания. С точки зрения психолога эта книга направлена на изменение психики и сознания ребёнка, на переориентацию с Божественных, вечных ценностей к демоническому миру.
Автор интересной аналитической статьи о Гарри Поттере «Гарри Поттер: посвящение в магию» пишет: «В Греции Ассоциация ученых "Prooptiki", которую я горячо благодарю за её многоценную помощь, предприняла широкое исследование настоящей темы, включающее в себя психологический и педагогический аспекты феномена. Ассоциация "Prooptiki" выражает своё решительное неприятие как по отношению к Гарри Поттеру, так и по отношению к трилогии Толкиена (J. R. R. Tolkien) "Властелин колец"».
Нельзя обойти молчанием и признания самого автора Гарри Поттера г-жи Роулингс в том, что перед написанием своей книги она тщательно изучала магические обряды: «Автор книг Дж. К. Роулингс в своём радиоинтервью (The Diane Rehm Show, WAMU, National Public Radio, October 20, 1999) заявила, что провела специальное исследование магических обрядов и язычества, чтобы её книги были реалистичны. Она утверждает, что примерно треть обрядов, описываемых в её книгах, основана на действительных оккультных действах».
Книга о Гарри Поттере не имеет ничего общего с традиционными сказками, и тем более русскими сказками, поскольку является настоящим пособием по изучению магии: «Заметим, что во многих местах этих книг герои учатся совершать заклинания, готовят магические зелья, совершают поклонения, учат и употребляют в добрых или злых целях фразы с магическими последствиями, поднимают в воздух предметы, общаются с умершими, обучаются астрологии, гаданию, проклятиям, при помощи которых могут подчинять, мучить и убивать. Бесчисленны оккультные и сатанинские символы и действия, [Antonioy Alebizopoyloy, p. Apokryphismos, Gkoyroyismos, "Nea Epoche", Ekd. I.M. Nikopoleos, 1990 и Nikolaoy, Metropolitoy Phthiotidos. Ekklesia kai Magia, Ekdoseis Apostolike Diakonia, 1997] так же как и сцены, вызывающие страх, ужас и отвращение. Коварным способом маленькие читатели учатся, что есть "хорошая" магия и что каждый из них свободен выбрать между "доброй" и "злой" магией. Гарри, Рон и Гермиона (образ, с которым отождествляются девочки) становятся примером для детей, и эти персонажи - молодые маги, всегда побеждающие злую магию "доброй". Родители Гарри были "добрыми" магами и отца ему заменяет никто иной, как "добрый" маг Думбльдор, представляющий собой образец идеального родителя. Гарри, несомненно, был создан, чтобы походить на нового спасителя: как только он родился, его хотят убить, его постоянно унижают, но он сверхфизическим способом побеждает своих врагов и спасает других. Вероятно, в связи с этим стоит задуматься над тем, кто совершает чудеса без помощи истинного Господа и считается своими последователями "обиженным богом"?
Наконец, очень просто убедиться в том, что три хороших героя воруют, лгут, явно выражают ненависть и месть, постоянно нарушают правила, и все это всегда принимается и вознаграждается. Обратите внимание на следующий пример: "Так, значит, - вступила в разговор профессор Мак Гонаголл, едва Гарри сделал паузу, - вы выяснили, где находится вход - при этом, не могу не заметить, бессовестно нарушив не меньше сотни школьных правил - но как, во имя всего святого, вам удалось выйти оттуда живыми, Поттер?"… Инстинктивно Гарри взглянул на Думбльдора. Тот еле заметно улыбался... "Помнится, я говорил, что вынужден буду исключить вас, если вы хотя бы ещё раз нарушите правила", - сказал Думбльдор. Рон в ужасе открыл рот. "И это очередной раз доказывает, что даже самым умным из нас иной раз приходится подавиться своими же собственными словами, - с улыбкой продолжил Думбльдор. - Вы оба будете удостоены специального приза за служение Школе и ещё, вы заработали - так, дайте подумать - да, по двести баллов..."" (кн. 2, гл. 18). [Перевод взят на сайте http://www.harrypotter.ru/ - прим. Пер.]».
Удивительно то, что о. Андрей пытается всеми силами найти в книге «семя Логоса», то есть некие зерна христианства в магии, которая по своей сути написана под влиянием дьявола. Дьявол же, как известно, часто выдаёт себя за «ангела света», чтобы прельстить и завлечь человека в свои когтистые и смертоносные лапы
Анализируя содержания некоторых книг «Гарри Потер», наши известные православные психологи И. Медведева и Т. Шишова в своей статье «Гарри Поттер: стоп» делают следующие выводы:
Гарри Поттер – сказка наизнанку, анти-сказка, поскольку она провоцирует садизм, в ней эстетизируются убийства зло пропагандируется в качестве нормы, в ней воспитывается оккультный расизм, неприязнь к родителям.
Как взывает в Священном Писании святой пророк: Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! (Ис. 5,20). А старец Паисий Святогорец говорит: "Пусть Господь нам поможет, потому что сейчас детям помогают не изменяться в хорошем смысле, а бесноваться". Характерной особенностью нашего времени является именно то, что вместо того, чтобы выявить зло и обличить, его активно прикрывают и оправдывают. И страшно то, что в качестве адвокатов зла выступают даже богословы в священном сане, приписывая злу качества добра. В то время, как даже благодаря некоторым критическим исследованиям книги о Гарре Поттере можно сразу же заметить, что подобного рода книги из жанра фэнтэзи являются действенным средством для искажения и изменения сознания детей, для демонизации их сознания.
 
Материал сайта: apologet.spb.ru

Назад к списку